Член правления Всеукраинской
рекламной коалиции Петр Куркчи уверен, что "самое худшее уже
позади". И подтверждает свой оптимистичный прогноз не только
подробным анализом структуры национального радиорынка, его объемов
и доли в общем "рекламном пироге", но и указанием на позитивные
тренды, превращающие радио в идеальный рекламоноситель.
- На днях
Всеукраинская рекламная коалиция опубликовала уточненный экспертный
прогноз объема рекламного рынка Украины 2015. Какую долю в нем занимает
радийный рынок?
- Около 3,5% без налогов
и политической рекламы. Ожидается, что по итогам 2015 года в денежном
выражении она составит 300 млн.грн. То есть показатели рынка радио
продемонстрировали хоть и скромный, но позитивный тренд к росту
бюджетов на уровне 4%. Это особенно приятно на фоне продолжающего
падения рекламных бюджетов в сегменте печатной прессы (-27% по сравнению
с прошлым годом).
- То есть перспективу
развития рынка радиорекламы вы оцениваете позитивно?
- Конечно, и мое мнение
разделяет большинство экспертов, что самое худшее уже позади. Рынок
радио достиг своего "дна" еще в прошлом году. С начала
текущего года он демонстрирует небольшой, но уверенный рост, что
не может не радовать всех его участников!
- Имеются ли
сегменты, показывающие отрицательную динамику?
- В основном, это местные
радиостанции, которые не могут похвастаться ростом сопоставимым
с национальными радиостанциями, на которые приходится более 90%
доходов на рынке радио. Обусловлено это не только более широким
охватом аудитории, но и более качественным радийным продуктом, для
создания которого у общенациональных игроков есть несравненно больше
финансовых возможностей, чем у локального вещателя. Однако, чем
больше будет общий "рекламный пирог", тем выше шансы местных
радиостанций переломить этот негативный тренд.
- Кто сегодня
размещает рекламу на радиостанциях?
- В настоящий момент
в эфире представлены все без исключения сегменты рынка, продающие
товары и услуги в рознице. Как когда-то шутил поэт-сатирик Дон-Аминадо:
"Даже объявить себя гением легче всего по радио!".
- Чем привлекателен
сегодня этот сегмент для рекламодателя?
- Радио имеет широкий
охват аудитории и само по себе воздействие на слух является естественным
и легко усваиваемым. Кроме того, это по-настоящему всепроникающее
медиа. Радио всегда и везде следует за слушателем, где бы слушатель
ни находился: дома, в автомобиле, в офисе, в торговом центре или
спортклубе. Это позволяет воздействовать на потребителей рекламируемых
товаров и услуг непосредственно перед принятием решения о покупке.
По данным компании TNS Ukraine 61% радиослушателей не переключаются
во время рекламного блока, в такой ситуации радио реклама остаётся
самой доступной в медиа потреблении.
- За счет чего
еще радио может конкурировать за рекламные бюджеты?
- Во-первых, отдача
от рекламы на радио наступает гораздо быстрее, чем от рекламы с
использованием других рекламоносителей - практически сразу после
того, как первые ролики вышли в эфир. А также в сравнении с другими
медиа-каналами радио имеет выгодную стоимость CPT (стоимость за
1000 контактов). Во-вторых, в комбинации с другими видами рекламоносителей
радио существенно увеличивает отдачу от инвестиций. И еще одно существенное
преимущество- оперативность, ведь при необходимости рекламу в эфир
можно запустить менее чем за сутки. Есть возможность моментально
реагировать на изменения в ходе рекламной кампании. Например, обновлять
ролики, представлять специальные анонсы. При этом производство самих
рекламных материалов практически не требует инвестиций!
- Можно ли говорить
об обострении борьбы за рекламодателя?
- Да, борьба обострилась.
Но сегодня она происходит в основном в плоскости "украинские
- иностранные медиа-агентства". Причем, за счет более низких
издержек первые конкурируют на украинском рынке намного эффективнее.
- Какие еще позитивные
тренды радийного рынка Украине вы могли бы отметить?
- По данным TNS Ukraine
28% украинских радиослушателей параллельно слушают FM-радио на гаджетах
и компьютерах. Это свидетельствует об отличной способности радио
к обновлению в новых технологических средах.
- Ваш прогноз
относительно дальнейшего развития украинского радиорынка?
- Я считаю, что рынку
радио есть еще куда расти. Впрочем, равно как и отечественному рекламному
рынку в целом. Ведь доля радиорынка в Европе составляет 8%, тогда
как в Украине это всего 3,5%. Поэтому я убежден, что всем участникам
украинского радийного рынка необходимо объединиться вокруг этой
цели и в ближайшие три года с ней справиться!
Беседовала Наталья Кирьянова
|